"Гусли звончатые"

Сценарий образовательной деятельности

"Гусли звончатые"

(Презентация прилагается. См. раздел "Презентации")
Цель:
1)      Познакомить детей с русским народным инструментом гусли.
2)      Развивать познавательный  интерес к народному творчеству.
3)      Пополнить словарный запас новыми словами (русская народная музыка,         древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли).

Задачи.
1.)   Дать представление о русском народном инструменте – гусли (его строении, звучании, принципах игры).
2.)  Формировать у дошкольников любовь к народных культуре, истории.
3.)  Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли)

Предварительная работа.
Чтение русской народной сказки «Кот, лиса и петух»

Материалы и оборудование.
Музыкальные инструменты гусли, гармонь, трещетки, музыкальный молоточек, балалайка,  ширма, музыкальный  центр, мультимедийная система: ноутбук, экран, проектор, электронная презентация.

Ход занятия
Звучит русская народная песня «Барыня».
Выходит  воспитатель  в русском народном костюме.  
Воспитатель:
На земле у каждого 
Есть родимый дом. 
Хорошо и весело, 
И уютно в нем. 
У собаки?  (ответы детей) Конура.
У лисы? Нора. 
У малиновки? Гнездо. 
У совы? Дупло.
Ребята, а как вы думаете, где живет наш друг – музыкальный звук?
Может в крике чайки?
Дети: Нет.
В клетке у орла?
Дети: Нет.
Или в трубном зове 
Доброго слона?

 Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, где же живет наш друг – музыкальный звук?
Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.
Воспитатель: Правильно. Я принесла вам музыкальный инструмент, а какой, вы сейчас сами догадаетесь. На чем играл кот в русской народной сказки «Кот, лиса и петух»?
Дети: Кот играл на гуслях.
Воспитатель: Верно. Кот играл на гуслях.
Воспитатель показывает детям гусли.
Воспитатель: Гусли русский народный музыкальный инструмент.
Жили когда-то на Руси  Великой люди - песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали  былины – разные истории про князей и их воинов сильных, про битвы с ворогами, про царства- государства чужеземные, заморские, про чудеса невиданные: Змея Горыныча, царя морского … Они рассказывали и одновременно играли на гуслях. А  называли этих сказочников гуслярами.
Гусли представляют собой деревянный ящик, пустой внутри, с натянутыми на нем струнами. Кладут гусли  на колени и играют  пальцами рук, защипывая струны.  Послушайте, какой гусли имеют  чудесный, звенящий голос.
Воспитатель показывает игру на гуслях.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть гуслярами?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда вставайте в круг.
Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.
Игра «Гусляр».
Звучит  русская народная мелодия «Калинка». Дети стоят по кругу и передают гусли друг другу. По окончании музыки, у кого в руках гусли, тот и гусляр. Ребёнок выходит в круг, садится на стул и играет на гуслях. Все дети выполняют знакомые танцевальные движения.
Воспитатель: Какие замечательные у нас гусляры. Как здорово мы поплясали. А сейчас давайте немного отдохнем и посмотрим на экран.
Презентация «Гусли звончатые»
Слайд 1  Гусли звончатые.
Слайд 2 Перед вами самые известные  и знаменитые гусляры на Руси Добрыня Никитич и Садко.
 Слайд 3 Вы видите картину «Гусляры», которую написал художник Виктор Михайлович Васнецов.
Слайд 4  Это первые гусли, их можно увидеть только в  музее.
Слайд 5 Гусли бывают разные. Как вы думаете, чем отличаются эти гусли друг от друга? Что у них общего?
Слайд 6  Картинки из каких мультфильмов вы видите на экране?  Назовите  кто  играет  на гуслях?
Слайд 7   Есть народные ансамбли состоящие из одних гуслеров.
Слайд 8   В оркестрах русских народных инструментах обязательно есть гусли.
Слайд 9  Перед вами Максим Анухин,  гусляр нашего времени. И сейчас в его исполнении мы посмотрим великолепную  игру на гуслях.
Смотри ссылку 
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, с  каким русским народным музыкальным инструментом вы сегодня познакомились?
Дети: Гусли.
Воспитатель: Молодцы, правильно. А кто такие гуслеры?
Дети: Это те. Кто играет на гуслях.
Воспитатель: Совершенно верно. На гуслях играют гусляры. А вы запомнили, как звучат гусли?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте проверим.
Игра «Угадай,  на чем играю»
Дети сидят полукругом. Перед ними на столе ширма, за которой лежат русские народные музыкальные инструменты (гусли, гармонь, трещетки, музыкальный молоточек, балалайка. Воспитатель сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, до­стает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
Воспитатель:
Ребята, как здорово у вас получается играть на музыкальных инструментах! А давайте мы с вами создадим свой оркестр. Предлагаю всем, кто желает, выбрать себе музыкальный инструмент и занять место в оркестре.
Игра «Оркестр»
Проводится с желающими.
Список использованной литературы:
 «Игра на гуслях», -   Максим Анухин 
«Кот, лиса и петух», -  русская народная сказка.
“Круговая пляска” , - русская народная мелодия, обр. С. Разоренова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий