Муниципальное казеное дошкольное
образовательное учреждение
центр развития ребенка- детский сад
«Золотой петушок»
города Слободского Кировской области
|
Методический
семинар
по теме
Минутки
игры – минутки общения
|
Габдрахманова Светлана Ивановна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
|
2014 год
|
Актуальность
В современном российском обществе на первый план
выходит проблема коммуникации людей, т.е. взаимодействия посредством общения,
где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности.
Мы педагоги и все без исключения родители, хотим видеть детей счастливыми,
улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте мир ребенка не ограничивается
семьей. Значимые для него люди - это не только мама, папа или бабушка, но и
другие дети, сверстники, взрослые. Но в настоящее время, в век компьютеризации,
люди мало общаются, больше времени проводят у экранов телевизора или монитора
компьютера. Поэтому нам педагогам необходимо уделить внимание, тому чтобы
ребенок познал радость от общения, овладел его средствами и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками в специфических видах детской
деятельности и прежде всего в игровой.
Исходя из выше сказанного,
мы поставили цель:
Формирование
коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
посредством дидактической игры.
Для
реализации цели выделены следующие задачи, которые представлены на слайде.
Концептуальные основы педагогического опыта
Характеризуя современного ребенка, педагог и
психолог Давид Иосифович Фельдштейн, отметил
ряд проблем, что уже в дошкольном
возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные
отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Согласно
введенному стандарту дошкольного образования, выделена образовательная
область социально- коммуникативное развитие. Высокий уровень
коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой
социальной среде, что определяет практическую значимость формирования
коммуникативных способностей с самого раннего детства. Ребенок, который мало
общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение,
быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.
Изучив теоретические аспекты педагогов и психологов
Елены Олеговны Смирновой, Галины Михайловны Андреевой и других, мы пришли к
выводу, что коммуникативная
деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития
ребенка.
С точки зрения Майи Ивановны Лисиной, общение и
коммуникативную деятельность можно
рассматривать как тождественные понятия.
Потребность в общении не является врожденной. Она
возникает в процессе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике
взаимодействия с окружающими. В основе успешной коммуникации дошкольников
лежит их деятельность, а для детей дошкольного возраста это, прежде всего
игровая.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных
вида.
Характерные особенности дидактических игр
заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания
детей. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а
играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая
дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую
задачу, содержание, правила и игровые действия.
Таким образом, новизна работы заключается в подборе,
создании авторских и использовании в
совместной игровой деятельности дидактических игр в рамках календарно-
тематического планирования дошкольной организации в условиях реализации ФГОС
ДО.
Реализация опыта
Принимая во внимание актуальность данного вопроса,
разработан проект «Минутки игры- минутки общения» (далее Проект).
Реализация Проекта включил в себя три
этапа. На организационно- подготовительном этапе были:
Ø обозначены проблема и тема Проекта, поставлена цель
и определены основные задачи
Ø изучена и проанализирована психолого- педагогическая
литература по проблеме
Ø выбрана форма совместной деятельности взрослого и
ребенка – дидактическая игра
Ø подобраны дидактические игры в соответствии с
возрастом и темой календарной недели дошкольной организации
Ø составлен план реализации Проекта
Ø обогащение предметной среды
Отмечаем,
что важным условием в реализации Проекта является создание предметно- игровой
среды. В группе создана среда, которая ориентирует на развитие активности,
самостоятельности, творчества, поставленной в соответствии с индивидуальными
потребностями, интересами дошкольника, в том числе в совместной с педагогом
деятельности, способствует реализации личностно ориентированного
подхода. Игры и предметы для
совместной и самостоятельной дидактической игры размещены в доступном месте,
подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей.
Таким образом, в игровом пространстве дети осваивают
социальные навыки и учатся сотрудничать. Возникающие между ними контакты по
поводу игрушек, настольно- печатных игр, предметов становятся первой формой
общения со сверстником.
Для реализации второго основного этапа Проекта
разработан план проведения дидактической игры на учебный год, который изменяется
и дополняется.
Выбранный вид игры обусловлен тем, что дидактическая
игра оказывает огромное влияние на словарь ребенка, что является одним из
главных средств формирования коммуникативных умений дошкольника.
В процессе совместной дидактической игры решаются
вопросы реализации календарно- тематического планирования и интеграции
образовательных областей в условиях введения ФГОС ДО. На примере рассмотрим,
проведение дидактических игр в рамках тематической недели «Домашние
животные». Обратите внимание на слайд, предложенные игры способствуют решению цели тематической
недели при реализации основной
образовательной программы МКДОУ црр-д/с «Золотой петушок» г. Слободского Кировской
области.
Необходимо отметить, что используемые игры решают
образовательные задачи не только по формированию коммуникативности, но и
задачи из других образовательных областей. Играя в словесные игры, мы
закрепляем название животных, их
особенности, повадки, что позволяет
нам решать образовательные задачи по познавательному развитию дошкольника.
Настольно- печатные игры способствуют
укреплению мышц кисти и укрепляют мелкую моторику рук, тем самым мы решаем и
задачи физического развития.
Интересной формой организации совместной игровой
деятельности современного дошкольника являются игровые информационно
коммуникационные технологии. С целью привлечения внимания были разработаны
авторские дидактические игры - презентации «Домашние животные», «Радуга
цвета», «Фрукты и овощи», «Что лишнее», «Кто живет в лесу?» и другие. Данные
игры вызывают большой интерес, так как с помощью мультимедийной презентации
до ребенка можно донести полноценную информацию в удобной форме с использованием
графики, анимации, видео и аудио (голоса или музыки). С дидактической игрой –
презентацией вы можете ознакомиться на моём блоге социальной сети.
Таким образом, составленный
перспективный план использования дидактической игры в совместной деятельности
с воспитанниками, способствует решению календарно- тематического принципа построения
образовательного процесса. Совместная дидактическая игра доставляет детям
большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы,
начинаются общие переживания, а главное общения.
Результативность
На основании цели и задач был проведен мониторинг
изучения сформированности интегрированных качеств воспитанников.
Психолого-педагогический мониторинг проведен с
использованием наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников в
разных видах деятельности. Из результатов представленной таблицы у детей
отмечается динамика развития интегративных качеств.
В овладении средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками младшие дошкольники демонстрируют
уважительное отношение в общении со взрослыми и сверстниками: вежливо
обращаются, умеют выражать своё
желание и просьбу, в присутствии взрослого конструктивно взаимодействуют.
Из наблюдения
отмечено, что многие дети не всегда помнят о правилах культуры общения,
взаимоотношения со сверстниками избирательные, поэтому круг в самостоятельной
деятельности узок. Работа по данной проблеме актуальна и продолжается в
настоящее время.
Вывод
Таким
образом, на основе проведенной работы:
1. Создана оптимальная игровая среда для совместной и
самостоятельной игровой деятельности.
2. Создан перспективный план по проведению
дидактической игры в группах 3-4 лет, 4-5 лет в рамках календарно-
тематического планирования дошкольной организации в условиях реализации ФГОС
ДО, который используется коллегами детского сада при планировании в данных возрастных
группах.
3. Разработана картотека «Дидактическая игра».
4. Повысился уровень сформированности коммуникативных
умений у детей младшего дошкольного возраста.
5. А главное, воспитанники могут вести свободный диалог
со сверстниками и взрослыми.
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий