Методический семинар "Минутки игры - минутки общения"

Муниципальное казеное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка- детский сад «Золотой петушок»
 города Слободского Кировской области
Методический семинар
по теме

Минутки игры – минутки общения


Габдрахманова Светлана Ивановна,
воспитатель
высшей квалификационной категории












2014 год

Актуальность
В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т.е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Мы педагоги и все без исключения родители, хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте мир ребенка не ограничивается семьей. Значимые для него люди - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники, взрослые. Но в настоящее время, в век компьютеризации, люди мало общаются, больше времени проводят у экранов телевизора или монитора компьютера. Поэтому нам педагогам необходимо уделить внимание, тому чтобы ребенок познал радость от общения, овладел его средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в специфических видах детской деятельности и прежде всего в игровой.
Исходя из выше сказанного, мы поставили цель:
Формирование коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) посредством дидактической игры.
Для реализации цели выделены следующие задачи, которые представлены на слайде.
Концептуальные основы педагогического опыта
Характеризуя современного ребенка, педагог и психолог Давид Иосифович Фельдштейн,  отметил ряд проблем, что  уже в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
 Согласно введенному стандарту дошкольного образования, выделена образовательная область социально- коммуникативное развитие. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.
Изучив теоретические аспекты педагогов и психологов Елены Олеговны Смирновой, Галины Михайловны Андреевой и других, мы пришли к выводу, что коммуникативная  деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка.
С точки зрения Майи Ивановны Лисиной, общение и коммуникативную  деятельность можно рассматривать как тождественные понятия.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в процессе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия с окружающими. В основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность, а для детей дошкольного возраста это, прежде всего игровая.
В дошкольной педагогике все  дидактические игры можно разделить на три основных вида.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Таким образом, новизна работы заключается в подборе, создании авторских   и использовании в совместной игровой деятельности дидактических игр в рамках календарно- тематического планирования дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.

Реализация опыта
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан проект «Минутки игры- минутки общения» (далее Проект).
   Реализация Проекта включил в себя три этапа. На организационно- подготовительном этапе были:
Ø     обозначены проблема и тема Проекта, поставлена цель и определены основные задачи
Ø     изучена и проанализирована психолого- педагогическая литература по проблеме
Ø     выбрана форма совместной деятельности взрослого и ребенка – дидактическая игра
Ø     подобраны дидактические игры в соответствии с возрастом и темой календарной недели дошкольной организации
Ø     составлен план реализации Проекта
Ø     обогащение предметной среды
         Отмечаем, что важным условием в реализации Проекта является создание предметно- игровой среды. В группе создана среда, которая ориентирует на развитие активности, самостоятельности, творчества, поставленной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами дошкольника, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно ориентированного подхода.  Игры и предметы для совместной и самостоятельной дидактической игры размещены в доступном месте, подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей.
Таким образом, в игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничать. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек, настольно- печатных игр, предметов становятся первой формой общения со сверстником. 
Для реализации второго основного этапа Проекта разработан план проведения дидактической игры на учебный год, который изменяется и дополняется.
Выбранный вид игры обусловлен тем, что дидактическая игра оказывает огромное влияние на словарь ребенка, что является одним из главных средств формирования коммуникативных умений дошкольника.
В процессе совместной дидактической игры решаются вопросы реализации календарно- тематического планирования и интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС ДО. На примере рассмотрим, проведение дидактических игр в рамках тематической недели «Домашние животные». Обратите внимание на слайд, предложенные  игры способствуют решению цели тематической недели  при реализации основной образовательной программы МКДОУ црр-д/с «Золотой петушок» г. Слободского Кировской области.
Необходимо отметить, что используемые игры решают образовательные задачи не только по формированию коммуникативности, но и задачи из других образовательных областей. Играя в словесные игры, мы закрепляем  название животных, их особенности, повадки,  что позволяет нам решать образовательные задачи по познавательному развитию дошкольника. Настольно- печатные игры  способствуют укреплению мышц кисти и укрепляют мелкую моторику рук, тем самым мы решаем и задачи физического развития.
Интересной формой организации совместной игровой деятельности современного дошкольника являются игровые информационно коммуникационные технологии. С целью привлечения внимания были разработаны авторские дидактические игры - презентации «Домашние животные», «Радуга цвета», «Фрукты и овощи», «Что лишнее», «Кто живет в лесу?» и другие. Данные игры вызывают большой интерес, так как с помощью мультимедийной презентации до ребенка можно донести полноценную информацию в удобной форме с использованием графики, анимации, видео и аудио (голоса или музыки). С дидактической игрой – презентацией вы можете ознакомиться на моём блоге социальной сети.
Таким образом, составленный перспективный план использования дидактической игры в совместной деятельности с воспитанниками, способствует решению календарно- тематического принципа построения образовательного процесса. Совместная дидактическая игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, а главное общения.
Результативность
На основании цели и задач был проведен мониторинг изучения сформированности интегрированных качеств воспитанников.
Психолого-педагогический мониторинг проведен с использованием наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников в разных видах деятельности. Из результатов представленной таблицы у детей отмечается динамика развития интегративных качеств.
В овладении средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками младшие дошкольники демонстрируют уважительное отношение в общении со взрослыми и сверстниками: вежливо обращаются, умеют  выражать своё желание и просьбу, в присутствии взрослого конструктивно взаимодействуют.
Из  наблюдения отмечено, что многие дети не всегда помнят о правилах культуры общения, взаимоотношения со сверстниками избирательные, поэтому круг в самостоятельной деятельности узок. Работа по данной проблеме актуальна и продолжается в настоящее время.

Вывод
Таким образом, на основе проведенной работы:
1.     Создана оптимальная игровая среда для совместной и самостоятельной игровой деятельности.
2.     Создан перспективный план по проведению дидактической игры в группах 3-4 лет, 4-5 лет в рамках календарно- тематического планирования дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО, который используется коллегами детского сада при планировании в данных возрастных группах.
3.     Разработана картотека «Дидактическая игра».
4.     Повысился уровень сформированности коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста.
5.     А главное, воспитанники могут вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми.



Слайд 1
















Слайд 2




Слайд 3












Слайд 4







Слайд 5


Слайд 6








Слайд 7





Слайд 8












Слайд 9























Слайд 10





Слайд 11






Слайд 12










Слайд 13










Слайд 14


















Слайд 15










Слайд 16


Комментариев нет:

Отправить комментарий